- Что такое расширительный бачок
- Его назначение
- Устройство и работа
- Крышка бачка — два в одном
- Неисправности РБ и причины
- Проверяем работоспособность крышки
- Доливка охлаждающей жидкости
- Всё о ремонте и замене расширительного бачка в автомобиле
- Что такое расширительный бачок в автомобиле
- Где находится бачок расширения в автомобиле
- Конструктивные особенности
- Принцип работы
- Ремонт расширительного бачка
- Заклинивание крышки-клапана
- Разрыв корпуса бака — что делать
- Нарушение герметичности соединения бачка с патрубками
- Замена бачка расширения своими руками
- Видео: процесс замены бачка на автомобилях ВАЗ
Что такое расширительный бачок
Автомобильный мотор, как и любой двигатель внутреннего сгорания, при работе нагревается, поэтому требуется постоянно его охлаждать. Для этой цели предназначены системы охлаждения. По принципу работы они бывают двух видов: жидкостные и воздушные. Наибольшее распространение получили первые, хотя они и более сложны конструктивно. «Воздушники» при своей простоте, намного более склонны к перегреву.
Поскольку все двигатели сегодня работают с жидкостным охлаждением, в моторном отсеке любого авто находится небольшая емкость из полупрозрачного пластика с крышкой, предназначенная для заливки тосола. Это и есть расширительный бачок системы охлаждения двигателя. У разных моторов объем расширительного бака колеблется от 1,5 до 8 литров.
Его назначение
Для чего нужен расширительный узел? Дело в том, что любая жидкость при нагревании увеличивается в объеме. Так, объем воды при нагревании до 100°C возрастает на 4,5%, антифриза и тосола — до 6%. Чтобы при нагревании охлаждающей жидкости (ОЖ) она не выливалась из системы, нужен расширительный бак, являющийся своего рода буфером или компенсатором.
До середины прошлого века расширительные бачки под капотом отсутствовали, поскольку в качестве ОЖ использовалась обыкновенная вода, а роль компенсатора играл верхний бачок радиатора, который не доливали «под завязку». С появлением ОЖ на основе этиленгликоля (антифризы), коэффициент объемного расширения которых больше, чем у воды, появляются дополнительные расширительные бачки, чтобы не увеличивать радиатор.
Таким образом, расширительный бак (РБ) предназначен для компенсации объемного расширения ОЖ при повышении ее температуры. Располагается РБ в моторном отсеке таким образом, чтобы уровень жидкости находился примерно на середине высоты бачка.
При этом жидкость в радиаторе и бачке располагается на одном уровне по принципу сообщающихся сосудов. Поскольку РБ расположен выше радиатора, в качестве заливной горловины используется крышка расширительного бачка, про которую будет рассказано ниже.
Устройство и работа
Расширительный бак состоит из полипропиленового корпуса, крышки и двух патрубков для присоединения шлангов жидкостной системы. С помощью нижнего шланга устройство подключается к охлаждающей магистрали, верхний служит для отведения паров и воздушных пузырей из системы. На современных моделях часто устанавливаются поплавковые датчики уровня ОЖ.
Для этой опции расширительный бачок сверху оснащается еще одной горловиной, предназначенной для установки датчика. На боковой поверхности емкости нанесены несколько контрольных рисок, от нижней — min до верхней — max. В этом промежутке и должен располагаться уровень ОЖ.
Как работает устройство? Сначала немного теории. В таблице показаны температурные режимы работы современных моторов. Как видим, двигатели работают в критических температурных условиях.
Температура двигателя, °C | Рабочая | Кратковременно |
80 — 100 | 120 — 125 | |
Температура закипания жидкостей, °C (при атмосферном давлении) | воды | 100 |
тосола | 105 — 110 | |
антифриза | 120 |
Чтобы поднять планку допустимой температуры, конструкторы повышают давление в ОЖ (больше атмосферного), благодаря чему температура ее закипания повышается. Для этого система закрывается герметично, и в ней поддерживается избыточное давление. Для разных двигателей эта величина находится в пределах от 0,1 до 0,5 бар (кг/см²).
В то же время недопустимо и значительное разрежение (больше 0,03 — 0,1 кг/см²) в свободном пространстве расширителя, поскольку в систему будет подсасываться воздух, что приведет к появлению воздушных пробок, затрудняющих циркуляцию ОЖ и, следовательно, к перегреву двигателя. Поддержание давления в ОЖ на требуемом уровне возложено на специальный регулятор, расположенный в заливной крышке.
Крышка бачка — два в одном
Итак, крышка РБ, помимо защитной функции, выполняет еще задачу регулятора давления. Как было изложено выше, давление внутри бачка должно составлять до 1,1 — 1,5 кг/см². Как же это достигается?
Для этой цели в крышке смонтированы два клапана: предохранительный и вакуумный. Первый представляет собой подпружиненную резиновую диафрагму, которая прижимается снаружи и срабатывает, когда давление превышает усилие пружины. Второй состоит из резиновой шайбы с малой пружиной, установленной внутри большой.
При рабочей температуре ОЖ оба клапана закрыты, давление в бачке не превышает расчетного. Поскольку расширительный бак закрыт герметично, с повышением температуры давление возрастает, в результате чего предохранительный клапан открывается и стравливает часть воздушных паров, возвращая клапан в прежнее положение.
Отсутствие предохранительного механизма привело бы к появлению протечек ОЖ, повреждению соединений и даже к разрыву радиаторов охлаждения и печки.
После остановки двигателя жидкость в системе остывает и уменьшается в объеме, что приводит к возникновению разрежения внутри бачка. Результатом может быть подсос воздуха через соединения, который при последующем пуске приведет к образованию воздушных пузырей. А это может привести к перегреву и выходу из строя двигателя.
Тут и приходит на помощь другой маленький клапан — вакуумный. Под действием разрежения он открывается и уравнивает давление в бачке с атмосферным.
Неисправности РБ и причины
Понижение уровня ОЖ:
Видимые потеки жидкости:
Проверяем работоспособность крышки
Упрощенная проверка: работают ли клапаны?
Заводим мотор и, соблюдая осторожность, отворачиваем крышку: если слышится шипящий звук спущенной камеры — перепускной клапан работает (однако, правильно или нет, — неизвестно).
Сняв крышку, сожмем рукой любой шланг охлаждающей системы. Продолжая удерживать его таким образом, установим крышку на место. Если он после этого восстанавливает свою форму, по всей видимости, вакуум заполняется. А вот если еще до запуска мотора шланги выглядят как бы сплюснутыми, вакуумный клапан точно не работает.
Более точно предохранительный клапан можно проверить с помощью насоса и манометра. Насос присоединяем к нижнему подводящему патрубку бачка, а верхний заглушаем с помощью подручных средств: болта или цилиндрического сверла, туго входящих в подводящий шланг.
Насосом создаем давление и контролируем момент, когда срабатывает предохранительный клапан (шипящий звук). Величина давления, зафиксированная на шкале прибора, показывает фактическое давление срабатывания.
Если предохранительный клапан излишне тугой, его можно отремонтировать. Зачем тратить лишние деньги, когда достаточно укоротить пружину давления на один-два витка, и пружина станет мягче. Разбирается узел легко, главное — не потеряйте мелкие детали. И не переусердствуйте, откусывая витки. Делайте это понемногу, проверяя результат.
Доливка охлаждающей жидкости
Уровень жидкости в бачке контролируют по двум крайним рискам: min и max. Как правильно доливать ОЖ в расширительный бак:
Небольшой совет: следите за внешним состоянием бачка и всех элементов системы охлаждения. Потеки жидкости в моторном отсеке зачастую свидетельствуют о неисправности расширительного бачка, в первую очередь крышки.
Как следует из написанного, от такого, второстепенного на первый взгляд, узла, как расширительный бачок системы охлаждения, на самом деле зависит — насколько стабильно будет работать двигатель вашего автомобиля.
Источник
Всё о ремонте и замене расширительного бачка в автомобиле
Конструкция любого автомобиля включает в себя множество разных элементов и механизмов.
Но простейшим и надёжным узлом на любой марке машины можно считать бачок расширения охлаждающей жидкости.
Однако его простота и долговечность — это не повод не контролировать состояние бачка, в ряде случаев водителям приходится проводить некоторые ремонтные работы, связанные с реставрацией или даже заменой этого изделия.
Что такое расширительный бачок в автомобиле
В системе подачи топлива есть один малозаметный и в то же время необходимый элемент, который называется расширительным бачком.
Он служит для компенсации колебаний объёмов тосола (антифриза) при перепадах температур.
По основной же своей функции бачок расширения — это ёмкость, которая служит резервуаром для излишков охлаждающей жидкости в системе.
Тосол (или антифриз) — это жидкость, изготовленная на основе раствора пропилена или этиленгликоля, поэтому она имеет повышенный процент расширения при нагревании.
Именно такой состав жидкостей позволяет качественно охлаждать двигатель, поэтому в систему охлаждения и заливается тосол или антифриз.
То есть если эту жидкость залить по максимуму, то при нагревании она начнёт расширяться и выдавливаться из клапанов или стыков шлангов.
После остывания мотора тосол снова примет свой обычный объём. Чтобы исключить возможные вытекания охлаждающей жидкости и был установлен расширительный бачок.
В зависимости от модели машины бачок может иметь разные формы и объёмы
Где находится бачок расширения в автомобиле
На всех моделях транспортных средств бачок расширения устанавливается в подкапотном пространстве.
Однако в зависимости от конструктивных особенностей той или иной машины, бачок может крепиться к разным частям кузова.
Чаще всего расширительный бачок устанавливается в непосредственной близости от радиатора, так как именно радиатор отвечает за охлаждение жидкостей во время движения.
Бачок с охлаждающей жидкостью устанавливается рядом с радиатором для удобства работы системы
Конструктивные особенности
Расширительные бачки на все модели автомобилей изготавливаются из прочных полупрозрачных пластиковых сплавов.
На боковой части изделия обязательно должна присутствовать шкала деления, которая позволит отслеживать объём жидкости в системе.
С точки зрения строения расширительный бачок — это самый простой элемент любого автомобиля.
Он представляет собой пластиковую ёмкость со специальным датчиком.
Бачок закрывается плотной крышкой с резьбой, которая обеспечивает полную герметичность системы охлаждения.
Расширительный бачок состоит из двух элементов — самого корпуса и крышки
Принцип работы
В результате работы двигателя охлаждающая жидкость начинает нагреваться.
Соответственно, тосол (антифриз) расширяется, а давление в системе начинает расти.
В тот момент, когда показатель этого давления превышает 120 кПа, открывается выпускной клапан на бачке.
Если же давление уменьшается и становится ниже отметки 83 кПа, то клапан закрывается.
Таким образом, излишки охлаждающей жидкости всегда могут поступить в бачок расширения, что исключает повреждения шлангов, патрубков и даже самого радиатора.
Когда двигатель заканчивает свою работу, давление охлаждающей жидкости в системе постепенно падает.
При прохождении отметки в 3 кПа уже открывается клапан на впуск на бачке, благодаря чему в него поступает воздух.
Свежий воздух быстро нормализует давление, количество жидкости в бачке сокращается.
В полости бачка в процессе движения постоянно находится разное количество охлаждающей жидкости
Ремонт расширительного бачка
Стоит помнить о том, что конструкция бачка расширения — простейшая, поэтому водителям даже в голову не приходит, что именно в нём может выйти из строя.
Однако в силу того, что это ёмкость с резиновой крышкой, именно прокладка часто вызывает проблемные ситуации на дорогах.
Ведь потеря герметичности для системы охлаждения неприемлема.
Нередки случаи подтекания бачка на входах и выходах шлангов.
Единственный вариант — заменить шланги и зафиксировать их новыми хомутами.
Изредка из-за ДТП или иных механических воздействий может быть повреждён сам пластиковый корпус бачка.
Заклинивание крышки-клапана
Не стоит забывать, что крышка не просто выполняет роль заглушки, она ещё служит клапаном, который выпускает избыточное давление в системе охлаждения двигателя.
Если при езде из-под крышки начинает раздаваться шипение, значит, износилась резиновая прокладка — крышку необходимо срочно заменить.
Крышки стоят недорого, благодаря чему всегда можно купить изделия на запас
В том случае, если крышка зашипела в дороге и нет возможности купить новую, можно провести ремонт изделия своими руками:
Дождаться, когда мотор остынет, и спадёт давление в системе охлаждения.
Разобрать крышку на части (вытащить резинку и пружинку клапана) — эти процедуры можно выполнить как руками, так и отвёрткой с тонким плоским лезвием.
Отпилить часть пружинки на несколько витков и снова собрать крышку.
Даже если резиновый уплотнитель сильно стёрся, этих мер должно хватить на какое-то время, чтобы создать герметичность в системе.
Разрыв корпуса бака — что делать
Также (достаточно редко) может произойти разрыв самого корпуса бачка.
Однако в этих случаях ремонту изделие не подлежит — проще купить новый бачок и поставить на место старого.
Однако некоторые автолюбители пытаются склеить трещинки на корпусе, в этом вопросе главное — правильно подобрать материал.
Есть такая хорошая вещь — cosmofen 12. В буквах могу ошибаться, но вцелом название такое. Служит для клейки пластика. Склеивает в течении пяти сек. и надолго. Склеил нечаянно себе пальцы — оторвал только с мясом. Найти трудно. Спросите у тех, кто делает наружную рекламу из пластика. У них должно это быть обязательно. Склеивать нужно с первого раза. Хорошо обезжирьте. Потому что, на второй слой он не берется. А так как он въедается в пластик снять его будет проблематично. Число после названия может быть разное. Для чего не знаю, поинтересуйтесь там где его найдете, что оно означает.
Боливар
http://www.delicaclub.ru/forum/index.php?/topic/1869-remont-radiatora-i-rasshiritelnogo-bachka/
Важно выбрать качественный клей, который выдерживает высокие и низкие температуры
Нарушение герметичности соединения бачка с патрубками
Эта проблема обычно связывается с неправильным подбром диаметра патрубков на ввод и отвод тосола.
Если шланги больше штуцеров бачка, рекомендуется обработать места стыков автомобильным герметиком.
Только перед обработкой нужно будет слить охлаждающую жидкость из бачка и отсоединить сам шланг:
Слой герметика нанести сначала на внутреннюю часть патрубка, потом на внешнюю.
Подождать 5 минут, пока герметик высохнет.
Патрубок надеть на штуцер бачка и затянуть новым хомутом.
Только спустя сутки можно заливать охлаждающую жидкость, так как герметик должен просохнуть максимально качественно.
Патрубок должен подходить по размеру к штуцеру, в случае несовпадений поможет герметик
Замена бачка расширения своими руками
Поменять расширительный бачок на любом автомобиле сможет каждый.
Процедура выполнения работы примерно одинакова для всех марок и моделей:
Слить жидкость из бачка и патрубков.
Под место слива нужно заранее подставить ёмкость, чтобы тосол или антифриз не попали на пол или землю. Не забывайте о том, что в составе этой жидкости есть метиловый спирт, поэтому место слива можно считать пожароопасным.
Отсоединить крепления от бачка (обычно они выполнены в виде стяжек или хомутов).
Снять с бачка патрубки.
Установить новый расширительный бачок, подсоеднить к нему подводящие шланги, зафиксировать их новыми хомутами для надёжности.
Залить новый тосол/антифриз.
Убедиться, что на стыках бачка и патрубков нет течи, а также в том, что было залито то же количество жидкости, которое было слито.
Видео: процесс замены бачка на автомобилях ВАЗ
Таким образом, любые проблемы с расширительным бачком водитель может решить самостоятельно.
Это изделие стоит совсем не дорого, поэтому в большинстве случаев автолюбители предпочитают покупать новые бачки, нежели ремонтировать старые.
Источник